Детская лень - лечить или воспитывать?
36749 24

[caption id="attachment_5519" align="alignright" width="178"] Григорьева Александрина
Клинический психолог, психотерапевт, к.пс.н.[/caption]

Лень, от лат. Lenus – спокойный медлительный, вялый. Эти эпитеты с трудом соотносятся с представлением о детстве.

Дети в силу своих возрастных особенностей обладают большим запасом жизненной энергии и сил. Подвижный, любопытный, проявляющий инициативу ребенок – важное свидетельство его благополучного психоэмоционального состояния и развития.

Однако нередким становится и проявление пассивности, отказ от деятельнсоти у детей и подростков. С чем это может быть связано? Стоит ли на это обратить внимание, и в каких случаях? Что же такое «ЛЕНЬ»?

Важно понимать индивидуальные особенности ребенка и его жизненный контекст: чем вызвана эта лень? Прежде, чем предпринимать какие-либо меры, нужно как следует разобраться в причинах такого поведения.

Первое определение лени, которое хотелось бы привести – это экономия энергии и жизненных сил, приводящая человека к отказу от преодоления трудностей.

В этом контексте понимания проблемы, - лень часто является необходимым периодом восстановления жизненных сил: так например, после перенесенной болезни, ребенок может проявлять вялость, астению и его отказ от деятельности скорее свидетельствует о восстановительном периоде. Не следует исключать и возможные астенические реакции обусловленные психоэмоциональными перегрузками. Очень часто дети просто не выдерживают учебной и внеучебной нагрузки. В таких случаях важно правильно организовать день ребенка, учитывать необходимость свободного времени для прогулок, прибегнуть к восстановительным процедурам: прием витаминов, утренняя зарядка, посещение бассейна и др.

Но если у ребенка отмечается резкий отказ о деятельности, которой раньше ребенок был увлечен, без видимых, как вам кажется, причин, то скорее это сигнал того, что на ребенка нужно обратить серьезное внимание.

Причиной детской и подростковой «лени» также могут быть и страхи перед неудачами, неуверенность в себе. Ребенок попросту может не знать, КАК что-то сделать, а спросить у учителя или родителя порой - боится. Нередко детскую лень провоцирует стресс – изменение состава семьи, переезд, конфликтные ситуации в школе или в детском саду. Отдельной причиной детской лени может быть проявление детской депрессии.

Часто родители сталкиваются с абсолютным нежелание ребенка что-либо делать, когда он достигает подросткового возраста. На все предложения родителей и попытки заинтересовать подросток отвечает "не хочу", "не знаю". Одна из причин такой смены поведения - это особенности возрастного "перехода" - детские игры уже не интересны, а более взрослых увлечений ребенок пока не нашел.

Важно также привести традиционное определение лени: лень является недостатком трудолюбия, когда человек отдает предпочтение развлечениям и свободному времяпрепровождению вместо важной и значимой деятельности, требующей воли и сил.

Такая «лень» является скорее признаком недостатка в развитии волевых качеств личности ребенка. Проявлением этого могут быть ситуации, когда ребенок загорается какими-нибудь видами деятельности, например, секциями и кружками, но спустя непродолжительное время отказывается их посещать, говоря о том, что это неинтересно скучно и т.д. Незрелая произвольность также будет проявляться в учебной деятельности. Такие дети перестают делать устные домашние задания, с трудом высиживают целый учебный день в школе. Все эти симптомы указывают на недостаточность в саморегуляции ребенка и необходимость обратиться за помощью к специалисту. Желательно, если меры будут предприняты родителем до окончания начальной школы. Поскольку переход в пятый класс всегда связан с изменением ситуации развития: происходит смена не только внешних, но и внутренних условий ребенка. Ребенок вступает на порог младшего подросткового возраста, изменяются его эндокринные процессы. Из вне эту внутреннюю ситуацию встречает увеличение предметов и ответственности, увеличение объема информации, необходимость перемещаться по разным предметным классам и учителям, все это требует высокого уровня самоорганизации ребенка. А для детей с незрелой произвольностью – становится настоящей провокацией, и вызывает отказ от деятельности и лень.

В подростковом возрасте учеба, привычные занятия, выполнение школьных и родительских правил становится рутиной по сравнению с яркой насыщенной динамичной эмоциональной жизнью, подогреваемой острым гормональным фоном. Бурная эмоциональная жизнь, значимость общения со сверстниками приводит к снижению самоконтроля, неспособности сформировать четкие жизненные перспективы и зачатую способствует проявлению лени в учебной деятельности, нежеланию трудиться.

Отсюда, «борьба» с ленью должна учитывать ее причины, которые определят необходимость обращения к специалистам: психологу, психотерапевту или неврологу, а также фокус психотерапевтической и психокоррекционной работы.

Чего не стоит делать родителям в попытках преодолеть лень ребенка или подростка?

  • пытаться убедить фразами установками: «не будешь работать – ничего не добьешься»
  • пытаться манипулировать и угрожать наказанием «если ты не возьмешься за учебу, мы лишим тебя компьютера»
  • ожидать, что ребенок резко изменится и будет выполнять свои обязанности как взрослый, ведь огромное количество сил у него уходит на внутреннюю работу в связи со вспыхнувшими гормонами;
  • не обесценивать предложения подростка, даже если они вам кажутся нелепыми и инфантильными.

Важной помощью со стороны родителей детям, столкнувшимся с проблемой лени могут стать:

  • обсуждение вместе значимых дел и ситуаций ребенка;
  • осведомленность о эмоциональных событиях;
  • повышенное внимание к детским проблемам и событиям;
  • организация совместной деятельности и увлечений;
  • поиск совместных радостей с ребенком;
  • стимулирование и поощрение ребенка за продуктивную деятельность и малейшие достижения.

Григорьева Александрина Андреевна

Психолог клинический, психотерапевт, кандидат психологических наук

Клиника Shifa





Комментарии:

юрий, 16 августа 2018
Берегите платье снову,а честь смолоду.А.С.Пушкин
юрий, 16 августа 2018
Плохие поступки- бич для самого хозяина. Л.Н.Толстой
татьяна, 14 июля 2018
Почитайте Медведеву и Шишову- православные психологи,практикующие, очень подробно и глубоко изучены проблемы, очень ценные советы...
Алла, 28 июня 2018
конкретные практические советы вам даст христианский психолог Джеймс Добсон
Наталья, 10 мая 2018
Хотелось бы продолжение статьи, советов каки-нибудь более глубоких
Наталья, 10 мая 2018
Эта проблема у моей внучки, она и отличница (2класс), но у нее нет интереса ни к чему, хотя у нее есть способности к пению, она хорошо двигается, хорошо рисует и лепит, сама все выдумывает. Это все не только мое мнение, об этом нам говорили специалисты. До 6 лет она посещала танцы, ходила в школу искусств и в одно время от всего отказалась, сказав :"Не интересно" Мы и давить не хотим и хочется, чтобы ребенок развивался. И перед нами встал вопрос: "Что делать?" А специалистов в нашем городе нет, к кому бы можно обратиться.
Нина 06 мая 2018 Очень полезная статья. Спасибо., 06 мая 2018
Очень полезная статья. Спасибо!
Галина, 03 октября 2017
Спасибо, мне очень понравилось
Ирина, 22 июня 2017
Для желающих получить конкретные советы ; читайте Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком КАК?
Надежда, 27 мая 2017
статья полезная если родители думают о дальнейшей жизни своего ребёнка
Маргаритка, 13 мая 2017
много общих фраз, а конкретно практического совета психолога нет
Наталья, 12 апреля 2017
К этой статье следует прислушаться и задуматься родителям. Переходный возраст это трудный момент и для ребенка , и для родителей! Хорошая статья!
Володя, 16 февраля 2017
Лень - русское слово, родственное латинскому, но не заимствованное..
Виктор, 25 мая 2018
Совершенно верно! Просто славянские языки и италийские (включая латынь) входят в индоевропейскую языковую семью. Автор статьи продемонстрировал свою безграмотность.
влидимир, 12 июня 2018
зри в корень
TAMARA, 10 апреля 2016
SOGLASNA , OCENI POLEZNAEA STATIEA.
светлана, 05 апреля 2016
очень полезная статья.
дмитриевич, 27 марта 2016
Дима, вы быдло
дима, 17 марта 2016
Ремня по заднице, а не лечить
Наталья, 06 сентября 2017
Сочувствую Вам.Аукнется еще когда Вы поменяетесь со своим ребенком местами.Вы станете зависимы от него,а он в свою очередь получит свободу от Вас,тогда Вы на все взглянете иначе.А пока умничайте…
Елена, 12 июля 2018
Давайте их лизать и облизывать, точно вырастет что-то хорошее. (2-е детей 29 и 31 год)
владимир, 12 июня 2018
пряник тоже необходим
Галина, 14 июня 2018
Ну, если Вы не знаете проблем ребёнка(подростка), его болячек и слабых мест, да ещё и ремнём по заднице! То возникает вопрос: а это точно Ваш ребёнок? Или Вы это сказали так просто, в общем?
татьяна, 01 июля 2018
дмитрий ремень это жестокость оглянитесь на себя ивы вспомните что ремень замыкает ребенка а не помогает справится и не дает уверенности


Лекарства по алфавиту

Заболевания от А до Я